Московское метро

Метрополитен – настоящая гордость нашей столицы. Совсем недавно, 15 мая 2015 года, исполнилось 80 лет со дня открытия первой ветки от станции «Сокольники» до «Парка культуры». Строительство метро в Москве всегда связывают с эпохой И. В. Сталина.  А, между тем, первая московская подземная железная дорога еще

 

могла появиться в XIX веке. В 1872 году инженером Василием Титовым был предложен проект строительства в Москве линии метрополитена. По замыслу Титова, подземка должна была пройти от Курского вокзала до Лубянской площади. Нельзя сказать, что смелая идея инженера вызвала восторг у москвичей. Лишь незадолго до этого в городе появилась конка, а уж подземная дорога казалась фантастикой. Городская Дума, подсчитывала стоимость этого проекта, извозчики опасались остаться без средств к существованию, ведь именно их услугами пользовалась большая часть москвичей. Но активнее всего протестовали представители духовенства. Подобает ли человеку передвигаться под землей? Мнение священнослужителей было таким: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?». В итоге, несмотря на то, что были уже проведены исследования грунта, от идеи строительства метро в Москве решили отказаться, признав ее экономически нецелесообразной. Тем более, что электрических железных дорог еще не было, и подземный туннель больше напоминал газовую камеру. Впрочем, окончательно отказываться от идеи строительства метро московские власти не стали.

Московское метро

В начале XX столетия в городе проживало более миллиона человек, с пассажиропотоком не справлялись уже ни извозчики, ни трамваи. Инженеры Балинский и Кнорре снова предложили вернуться к строительству метрополитена. Правда, под землей должна была пройти только часть линии, в то время как основной участок предполагалось проложить на эстакадах над городом. Проект снова отклонили: он слишком изменил бы облик старой Москвы. Под снос попадали в таком случае несколько старинных храмов, а над Красной площадью планировалось строительство рельсового пути на десятиметровых столбах. Решение о строительстве московского метро было окончательно принято только в 1913 году. Рядом со старым Птичьим рынком было возведено здание депо конечной станции, сейчас здесь находится трамвайный парк. Строительство было остановлено из-за Первой мировой войны, а затем – революции. Получилось так, что Москва получила метро только в советское время. Строительство началось в 1931 году, а открытие – только в 1935-ом.